"Бей первым", начало
Первые протесты стартовали 11 ноября 2015 года. В 40 регионах Российской Федерации сотни водителей грузовиков выехали на трассы и устроили масштабную забастовку. Машины выехали на дороги и стояли на обочинах, образуя многокилометровые пробки. Из-за забастовки движение на некоторых трассах было заблокировано на несколько часов. Основными координаторами протеста являются Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов (МПВП) и коммунистическое рабочее движение (КРД) "Рабочий путь".
Основным методом забастовочной борьбы является итальянская забастовка, в виде блокирования автомобильных дорог длинными колонами тягачей и прицепов или передвижение по ним со скоростью 10 км/ч. Также протестующие массово парковались вдоль трасс, например, колонна фур возле дагестанского поселка Ачи-Су стоит с 17 ноября под охраной бронетранспортеров с автоматчиками.
24 ноября 2015 года протестующие водители колонной из 600 автомобилей направилась к Смольному дворцу по Колпинскому шоссе со скоростью 5−10 км/ч. Крупные акции также состоялись в Дагестане, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в регионах объявили о планах. Озвучивались планы выдвигаться в Москву.
30 ноября 2015 начинается движение фур на Москву. Бастующие выдвигают ультиматум власти об отмене "Платона" к 3 декабря, если его не отменят, дальнобойщики пойдут на Москву. И пошли. Фуры перекрывали 4 из 5 полос МКАД. Потребовалось вмешательство полиции для восстановления движения.
Трудно понять, чего, собственно, требуют протестующие! Каждая сторона-"координатор" излагает своё видение. Но поскольку надо от чего-то оттолкнуться, то возьмем версию сайта "Антиплатон", раздел "Почему мы против Платона".
Здесь нам заявляют, что какие бы ни были налоги, дальнобойщики переложат их выплату на нас, покупателей конечного товара. Благородно, честно, спасибо. Тогда это мы должны бастовать, а не шоферы! Затем следуют рассуждения о том, что любые средства на ремонт дорог разворуют, мол, "такая уж у нас страна". С таким подходом не следует платить налоги вовсе. Нежелание платить "Ротенбергу", незаконность выигранного тендера по организации системы Платон? Но всё это случилось год назад! Почему сейчас? Почему сбор является непосильным или несправедливым – вообще ничего не сказано. Никаких цифр и доказательств. Лишь уличный популизм в духе детского "министерства бузы".
В результате протестных акций, фактически были достигнуты успехи. До 10 и более раз были снижены штрафы за нарушение порядка платежей, а также применение штрафов отложено до принятия Думой нужных изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Казалось бы, найден компромисс, движение власти навстречу народу. Но маховик продолжил движение…
История вопроса
Почему протесты начались сейчас? Что же требуют водители? Есть ли правда и к чему это приведет? Подумаем вместе.
Постановление о взимании платы с машин весом более 12 тонн появилось аж 14 июня 2013 года. Для его исполнения, 29 августа 2014 года было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством Федеральное дорожное агентство и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" (дочернее предприятие 50 % Ротенберга Игоря Аркадьевича), которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с её последующей модернизацией (будущий "Платон"). Практическим обоснованием всего замысла является сбор средств на ремонт федеральных трасс, которые приходят в негодность под воздействием тяжёлых машин.
В середине ноября 2014 года президент России Владимир Путин дал распоряжение кабинету министров до первого квартала 2015 года подготовить предложения по дальнейшему развитию принципа "пользователь платит" для поддержания в надлежащем состоянии региональных, межмуниципальных и местных дорог и пополнения дорожных фондов.
Финальный размер платы установлен 3 ноября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1191, и надо сказать, размер этот со временем уменьшился, а вовсе не вырос! До 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути и только на территории Московской области. С 1 марта 2016 года - 3,06 рубля на один километр при движении по всем автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В этой исторической справке важно то, что появление системы платежей, а равно и оператор были известны за год до начала протестов. Задолго же были известны и конкретные тарифы, которые постоянно снижались. К ноябрю 2015 года предполагалось полное переключение всех дальнобойщиков на новую систему и начало её работы. Более того, система начала работать и приносить доходы.
Кто же стоит за народным протестом? Да и народным ли?
Вопросы без ответов, дорогой протест.
Я обычный гражданин, патриот своей страны, соратник партии "РОДИНА". У меня, как и у многих соотечественников, отношение к протесту неоднозначное. Выше я уже начал показывать, почему. Но на этом вопросы не заканчиваются.
Прежде всего, мы должны знать, что свыше шестидесяти тысяч транспортных кампаний уже прошли регистрацию в системе "Платон" без всяких протестов. Более половины всех грузовых машин в России, свыше полумиллиона, уже оборудованы бортовыми устройствами. Следовательно, работа по новым условиям вовсе не является чем-то немыслимым. Напротив, в срок не оформили себя как положено лишь меньшинство водителей. На оформление был год. Какое же меньшинство представлено в протестах? Ведь забастовка даже сотни людей на фурах кажется огромной. Но что такое сотня людей в масштабе страны? Протесты начались лишь тогда, когда жареный петух уже клюет опоздавших.
Почему протесты дальнобойщиков блокируют дороги общего пользования, создают многокилометровые пробки, задерживают других водителей, которые, возможно, согласны работать с "Платоном", машины милиции, скорой помощи? Какое право имеет одна социальная группа отстаивать свои узкие интересы за счет других? Есть законные способы протеста и выражения своего мнения, почему водители не пользуются ими, а привлекают к себе внимание, заставляя страдать всех остальных? Разве это справедливо?
Подобные системы действуют в Австрии, Германии, Словакии, Венгрии, даже в Белоруссии. Тарифы гораздо больше наших. И никаких протестов. В чем же дело? Система может быть эффективной или нет, справедливой или нет, но зачем "стулья ломать"?
В аргументации протестующих есть прямая ложь и передергивание, когда утверждается, что водителей заставляют платить трижды за одно. Что уже есть платные дороги, а еще и Платон сверху, и акциз на топливо, и транспортный налог. Достаточно зайти на сайт "Платона", чтобы убедиться в ложности этих измышлений. Там прямо сказано, что за движение по платным дорогам система "Платон" ничего не взымает!
Мотивация нового налога проста, грузовики разрушают покрытие, должны платить больше. Можно спорить, но логика ясна, согласитесь. Транспортный налог и акциз на топливо прямого отношения к ремонту дорог не имеют. И взимаются независимо от массы машины, маршрутов движения и рода деятельности. Да и новый тариф взымается только за движение по крупным федеральным трассам, за исключением платных участков! Одним словом, множество ограничений, разумный подход. И ничего общего с "трижды платим за одно". Однако слышим именно это.
Наконец, самый главный и острый вопрос заключается в следующем. Только задумайтесь! Во сколько встает недовольным водителям их протест? Днями, неделями и уже месяцами они не выходят на работу и теряют доход. Сжигают тонны топлива на свои акции и блокировки дорог, производят прямые расходы. Сколько рублей они уже потратили на борьбу с "Платоном", который не собрал с них пока и копейки? На сколько лет вперед хватило бы этих расходов и потерянных заработков? Протестное безделье – удовольствие не из дешевых.
Во весь рост встает главный вопрос, кому выгодно, и кто за это платит?
"Платон мне друг, но истина дороже"
По словам замглавы Росавтодора Игоря Астахова, проезд одного грузовика массой 12 тонн по своему воздействию на дорогу равен проезду по трассе 20 тысяч легковых автомобилей. Если речь идет о грузовике с перегрузом 50 процентов, разрушающий эффект усиливается в 5 раз.
Только по итогам прошлого года дорожными пунктами весового контроля было зафиксировано более миллиона нарушений установленных нормативов по массе транспортных средств. Размер ущерба, который наносит российским дорогам автотранспорт со сверхнормативным весом, составляет 2,6 триллиона рублей в год, что почти в 2 раза превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней.
Грубо говоря, раньше платили мы, а ломали они. В таком свете, система для тяжелых грузовиков кажется куда более обоснованной.
Расставим последние точки над Ё. Очевидно, что что видимые нами протесты ни по срокам, ни по содержанию, ни по требованиям не адекватны возможным проблемам с "Платоном".
Значит, есть заинтересованная сторона, которая организовала, оплатила и разожгла протесты именно сейчас. Цели этой стороны разрушительны, методы – тоже. Это дальний бой против России. Бой западных наймитов, либералов, болотных, белых лент и майданов. Каждый водитель может быть предельно честен в своих намерениях. Но вместе такие "благие" намерения ведут к падению держав. Мы должны сплотиться вокруг сил мудрости против заказа на Хаос от наших врагов.
Мы призываем не поддаваться на провокации и уловки. Не верить слухам, а разбираться в ситуации. Пусть каждый платит по заслугам, а не делает свои доходы общей проблемой. Стихийные бунты приносили России лишь беды.
В нашей прекрасной стране есть много нерешенных задач. Есть проблемы с реформой образования, мигрантами, зарплатами и воспитанием человеческого потенциала. Есть удушающая ставка ЦБ. Их корень в "либерально-рыночном" мировоззрении, подборе кадров и безответственности чиновников. Вот здесь надо встать твёрдо. Смена отдельных министров и Правительства в целом просто назрела.
Только решать проблемы надо не в дымном чаду перекрытых трасс. Есть настоящие партии, выборы и законные пути борьбы в рядах команды, которая предлагает и сможет выполнить программу строительства Родины. Через кадровую революцию сверху.
Степан Зотов, член Совета партии "РОДИНА" по молодёжной политике, руководитель проекта "Наша Армия", член Высшего Совета МД "Новый Рубеж"