Заместитель председателя регионального отделения партии "РОДИНА" в Волгоградской области Наталья Латышеская рассказала порталу "Блокнот.ru", зачем подалась в политику и что сейчас ей мешает работать на данном поприще.
- Вы человек с активной жизненной позицией, известный эколог, правозащитник, ученый. Что для вас первично?
- На сегодняшний день первична моя работа в университете как профессора и заведующей кафедрой. На первом месте мои студенты и мои аспиранты. То есть это преподавательская и научная работа. Почему я вообще попала в общественники и в депутаты? Потому что та дисциплина, которую мы преподаем – гигиена и экология, это социальные дисциплины и они так или иначе связаны с качеством жизни человека в современном обществе. Иногда я читаю лекцию и студенты задают вопрос: "Наталья Ивановна, вы говорите, что должно быть так, а на деле у нас так". На что я отвечаю, что мы должны знать, как должно быть, иначе можно вернуться в пещерный век. Раз знаешь, как должно быть, а видишь, что это не так, то хочется эту ситуацию изменить. Это меня и толкнуло на политическую и общественную деятельность. Но тем не менее преподавательская и научная работа – это дело моей жизни. Даже будучи депутатом в течение 11 лет, я не уходила с кафедры, также заведовала ей, у меня были аспиранты, я читала весь курс лекций.
- Вы были в "Единой России", потом выходили, потом были замечены в партии "Альянс зеленых" и "РОДИНЫ". Хочется задать вопрос словами Остапа Бендера: "Ваше политическое кредо?"
- Отвечаю также цитатой из известного фильма "У каждого свои недостатки", но а если серьезно - больше-то прицепиться не к чему: у меня нет и никогда не было бизнеса, я никогда не была замечена ни в каких-то левых структурах и комбинациях, о чем же тогда написать, если не нравится человек? Вот об этом. На самом деле все не так.
Мои родители были коммунистами, я была коммунистом, пока была такая партия, и горжусь этим. Потом не стало партии и той страны, в которой мы жили.
Нужно отметить, что я два раза приходила в думу и оба раза избиралась беспартийной, но избравшись впервые, я вступила в партию "РОДИНА", в которой я и сейчас нахожусь. Тогда партию возглавлял Дмитрий Рогозин, совершенно уникальный для нашей страны человек, интеллектуал, которого поискать. Потом было принято решение объединить несколько партий: "РОДИНУ", "Партию пенсионеров" и партию "Жизнь". Я как законопослушный человек оказалась в "Справедливой России". Но, когда пошла на выборы во второй раз, то сочла правильным избираться беспартийной.
Избравшись второй раз, я поняла, что добиться решения тех вопросов, которые я поднимала, можно только в партии "ЕР", которая тогда составляла большинство. Но увы...
Я была там инородным телом, потому что постоянно выступала с критикой. Это был период губернатора Бровко, и он относился к депутатскому корпусу как к личным слугам. На одном заседании он очень оскорбительно выступил в адрес человека, который создавал "Единую Россию" в нашем регионе, Владимира Овчинцева, который намного его старше, с большим стажем, и все сидели молчали, но я выступила резко в адрес губернатора. Сказала, что негоже юноше намного лет моложе поступать так с человеком намного старше его и с человеком, который стоял у истоков вашей партии в нашем регионе.
Потом было еще несколько инцидентов. Я единственный депутат в истории Волгоградской областной Думы, которая подавала в суд на губернатора. Им тоже был Бровко. Из-за каких-то своих убеждений он не подписывал мои наказы. Естественно, я проиграла суд, но в тот же день все мои наказы были подписаны. Это было не зря. Потом я узнала, что за такое поведение меня исключат из партии. Пригласили на заседание политсовета, и меня, как девчонку, стыдили за мои критические выступления. А судья кто? Ну например, всем известный господин Чунаков. Позднее мне сообщили, что принято решение исключить меня из партии, и я, не дожидаясь исключения, написала заявление и ушла. Продержалась в "ЕР" я 4-5 месяцев.
Далее я была беспартийной. Потом в 2013 году произошла реинкарнация моей любимой партии "РОДИНА", в которую я вернулась. Как бы сейчас трудно этой партии не было, я буду с "РОДИНОЙ".
- Сейчас много говорят о том, что ректора ВолГМУ, в котором вы работаете, наверное, всю свою жизнь, Владимира Ивановича Петрова активно подсиживают. Вот не так давно на одном из федеральных сайтов появилась статья, в которой автор намекал на научную нечестность супруги и сына ректора. Что это? Травля, попытка дискредитировать ректора, чтобы занять пост? И кто за всем этим может стоять?
- Я не видела этого, и мне даже противно об этом думать. Но могу сказать, что таких личностей, такого масштаба ученых и руководителей в нашей стране поискать. Вы знаете, то что сделал Владимир Иванович, это войдет в историю образования и здравоохранения России.
Наш вуз сейчас занимает лидирующие позиции по всем направлениям в стране, он известен за пределами страны, база обучения студентов, условия для обучения и занятий наукой – это дорогого стоит. Ректор Петров ученый с большой буквы, известный в США и Европе.
И нужно отметить отношение коллектива к ректору. Мы – это единой целое, все пропитаны одной задачей. У нас никогда не было коррупционных скандалов, если где-то заводилась "паршивая овца", это сразу же пресекалось. Так что наш коллектив академика Петрова в обиду не даст, если вдруг кто-то что-то замыслит.
- Оцените политическую ситуацию в Волгоградской области. Кто всем заправляет и кто кого погоняет?
- Политическая ситуация позорная. Погоняло у нас в регионе только одно, кто это интервью будет читать, сразу догадается, о ком речь.
Никогда не было такого тупого насаждения "Единой России". Мы - государство, где по конституции возможны всякая деятельность гражданина, в том числе политическая, и каждый гражданин имеет политические свободы. И в общем-то, у нас всегда так и было.
В 2003-2004 годах я была в "РОДИНЕ", нашу только созданную маленькую партию также приглашали на все мероприятия, с нами советовались, нас знали, нас иногда просили что-то поддержать.
Это была внутренняя политика, и тогда не было митингов, пикетов, потому что всех старались услышать. Сейчас внутренней политики у нас нет. Более того, это похоже на "охоту на ведьм".
Возьмем мой пример. Сейчас политическая деятельность у меня не занимает большое место, но тем не менее человек, который не в "ЕР", по сути получает "черную метку". Меня, как профессионала, пытается наша власть вычеркнуть ото всюду. Меня, как медика, пригласили на телевидение, высказать мнение о смене часовых поясов. Через какое-то время перезвонили, извинились и сказали, что есть установка: Латышевскую нельзя приглашать.
А недавно на базе РАНХиГС госпожа Соловьева проводит экологическую конференцию. Какое отношение имеет она к экологической деятельности? Не знаю. Также не знаю, кто там выступал с какими докладами. Но считаю, что тупо и глупо не приглашать известных экологов: Валерию Котовец, профессора Виктора Чепуркина и многих других. Печальная ситуация для нашего города, потому что умный руководитель будет строить отношения с оппонентами, чтобы не доводить ситуацию до критических моментов.
- У вас нет ощущения, что оппозиционные "ЕР" партии - ЛДПР, КПРФ, "СР" - выполняют роль не политической оппозиции, скорее – покорной подруги?
- Об это уже все говорят. На сегодняшний день ни к одной из трех парламентских партий нельзя прилепить слово "оппозиционная". Иногда они позволяют себе повысить голос на несколько децибел, но только в тех случаях, когда не получат по одному месту.
Я понимаю, что в целом в стране ситуация сложная. Но обращу внимание, я являюсь членом пропрезидентской партии. Тем более непонятна позиция "ЕР" не пущать тех, кто не с ними. Хотя я с уважением отношусь к некоторым членам партии "Единая Россия": это люди искренние, желающие изменить жизнь к лучшему, но многие, тем не менее, пришли туда, чтобы сделать карьеру, не потерять место, продвигать бизнес.
Нужно понимать, что во всех партиях есть «такие люди», но сейчас оппозиционные партии "легли под "ЕР". У меня такое впечатление. Буду рада ошибиться, но выглядит все именно так.
- Вообще, что сейчас происходит в Волгограде с парламентской оппозицией? Лидер ЛДПР Литвинцев фактически утонул в повседневности, лишен всех чинов и титулов (он даже не депутат), лидеры региональных организаций КПРФ и "СР" либо под судом, либо в федеральном розыске. Это региональная Варфоломеевская ночь или что, по вашему мнению?
- Трудно судить, но иногда бывают "коммерческие коммунисты", "коммерческие ЛДПР", "коммерческие справороссы". Ведь партию же нужно финансировать.
А приоритет должен быть в другом – это искреннее принятие тех целей и задач, которые конкретная партия провозглашает. В нашем регионе с этим сложно. Но у нас сложно кругом, куда ни посмотри: и с политикой, и с экономикой, и с промышленностью.
- Но раз предприятия разваливают, экология становится лучше? Будем жить бедно, но долго?
- Конечно, экология становится лучше, и жить будем бедно, но насчет долго - не знаю. Экология определяет здоровье современного человека только на 20%, еще 20% - это наследственность, 10% - это медицина, которая борется с болезнями. Остальное приходится на образ жизни. Это то, что человек ест, в каких условиях трудится, во что одет, есть ли у него возможность для занятия спортом и так далее. Вот от этого зависит здоровье и продолжительность жизни. В нашем городе условия для занятий спортом минимальные. Дошло до того, что наши славные команды групповых видов спорта не поддерживаются практически. Я уже не говорю про детский массовый спорт, который просто раздавили... Далее продукты питания – много фальсификата. Чистота в городе оставляет желать лучшего.
А что касается экологии, действительно, крупные предприятия встали. Химпром стоит, славный тракторный завод почил в бозе, хотя один человек обещал, что придут 10 миллиардов, и его восстановят, а теперь там что-то будут строить... Я не думаю, что не самым богатым жителям Тракторозаводского района для полного счастья не хватает новых торгово-развлекательных центров.
Катастрофическая ситуация в городе с озеленением. Наш город располагается в субаридной зоне, лето очень жесткое, и нам очень нужно озеленение. При этом у нас не высаживаются так, как надо, новые зеленые насаждения, но и вырубаются старые. Сейчас просто катастрофа - вырубили половину парка ЦПКиО. Когда ругались на парк "Дружбы", спасибо бакинцам, что нам создали нам такое замечательное место для отдыха. Это единственный приличный парк, а вторую половину просто вырубили. Зачем? Не знаю, но думаю, что перед ЧМ-2018 поставят павильончики, а после уберут и будут строить элитное жилье. Это беспредел!
- Вы долгие годы были депутатом регионального парламента, занимались вопросами формирования бюджета. Как вы оцениваете нынешний долг области, почти равный 100% бюджета? Это крах или будем жить?
- Жить мы будем, кто-то жить, а кто-то выживать. У кого как получится. Парадоксальная ситуация: в трудное время те, кто не богат, становятся беднее, а богатые еще богаче. Но поскольку у нас богатых 5%, а 95% - это бедные, то жить будем тяжелее.
Конечно, не везде так, но в Волгограде жить тяжело. Все время наш город в различных рейтингах занимает позорные предпоследние места. А что мы можем ожидать? Малый бизнес разоряется.
Пример моих знакомых. Одна моя приятельница много лет работала просто мастером-парикмахером, потом открыла свой маленький салон. Проработала 7 лет и осенью прошлого года закрылась. Говорит, что так невозможно работать. Другой пример, мои знакомые закрыли маленькую кафешку, потому что работать невозможно. А большой и средний бизнесы в это время просто уходят из региона.
Это обеднение налогооблагаемой базы. Поэтому выкручиваемся за счет кредитов, но ведь их нужно отдавать. Получается замкнутый круг, из которого региону будет очень трудно выбраться.
- Врачи советуют людям мыть руки перед едой. Вы не только врач, но и опытный политик. Вот как политик, что бы вы посоветовали людям?
- Как политик я бы посоветовала не терять оптимизма. В нашем регионе все несладко, но в мире тоже очень неспокойно. Важно ощущать, что в своей стране мы защищены.
Посмотрите, во что превратились те же Англия и Франция? Была недавно на конференции в Англии. Еду в центре Лондона в метро и не пойму: в Англии я или в какой-нибудь африканской стране? Грязно, хамские мигранты. Где эта чопорная Англия? Куда она делась? В целом у нас все-таки спокойно. В целом мы - российский народ, и в целом у нас нет межнациональной розни, а есть стабильность.
И еще хочу посоветовать людям иметь свою гражданскую позицию, не бояться высказать свое мнение. Многое зависит от нас. Нужно быть активными гражданами своей земли.
- Раньше в законе была прописана норма, что главой региона/города мог стать человек, проживший 10 лет на данной территории, сейчас этой нормы нет. Она нужна?
- Только человек, который здесь прожил всю жизнь, знает ситуацию изнутри. Он знает, как трудно, какие авгиевы конюшни нужно будет разгребать. Первый посыл – это истинное знание города или региона. Второй посыл - это, если человек здесь жил всю жизнь, все равно есть струнки в его душе, которые связывают его с этой землей, и определенная степень искренности в его обещаниях будет. Третий посыл – он здесь оброс друзьями, знакомыми, семьей и ему смотреть в глаза всем этим людям.
- И вопрос от одного из наших читателей: одна из ваших диссертаций была посвящена изучению производственных процессов на пивоваренном заводе. Вы любите пиво?
- Люблю! Но эта диссертация не была связана с этим. В гигиене есть много направлений, я вот гигиенист труда женщин, а еще я занимаюсь теплообменом. Производство пива – это модельное производство для изучения физиологии теплорегуляции. Там есть горячие и холодные цеха. В варочном цеху женщины работают в жутких условиях при высоких температурах. Есть лагерный цех, где пиво бродит, и там женщины работают при температуре +2 градуса. Мы обосновывали спецодежду для этих профессий, изучали влияние микроклимата на состояние здоровья, на репродуктивную функцию. То есть это было исследование физиологическое. Все равно было очень приятно попить нефильтрованного пива.