Член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА", председатель волгоградского регионального отделения партии, сопредседатель социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД" Алексей Рылеев и заместитель председателя волгоградского регионального отделения "РОДИНЫ" Наталья Латышевская выступили с предложением к администрации Волгограда, ресурсоснабжающим организациям, ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" о законодательном закреплении прав собственников квартир на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Совместно с партийцами к властям обратились соратники из общественной организации "Народный СтройКонтроль".
Это, по их мнению, позволит снизить криминальный уровень в сфере ЖКХ, добавит "прозрачности" в расчетах за потребленные населением коммунальные ресурсы, повысит собираемость платежей и, соответственно, доходную часть РСО.
Для нашего города и региона очень актуальна проблема баланса интересов между управляющими компаниями (УК), ресурсоснабжающими организациями (РСО) и конечного потребителя услуг – населения.
Ни для кого не является секретом то, что деньги, собираемые управляющими компаниями с населения, доходят до РСО не в полном объеме. Как следствие такой "нечистоплотности" – существенные финансовые потери РСО, проблемы предоставления ресурсов населению, громкие уголовные дела и бесконечные споры в судах с управляющими компаниями. Пострадавшей стороной в этом конфликте выступают, в первую очередь, жители, не получающие в полном объеме коммунальный ресурс, и, как ни странно, администрация города. Ведь большинство РСО – либо муниципальные, либо муниципалитет является одним из учредителей.
Многие почему-то ошибочно считают, что коммунальный ресурс у снабжающих организаций приобретает управляющая компания. Это не так. Коммунальные ресурсы поставляются в инженерные сети дома, а инженерные сети являются общей домовой собственностью. Управляющая компания только обеспечивает их надлежащее техническое состояние, содержание и ремонт. Исходя из этого, деятельность УК по передаче населению коммунальных ресурсов носит агентский - посреднический характер. Поэтому управляющие компании, выполняя функции агентов, не очень заинтересованы в стопроцентной собираемости платежей за потребленные ресурсы, так как не имеют с этого никакого дохода.
Кроме того, в большинстве случаев управляющие компании не заинтересованы в качественном обслуживании и ремонте внутридомовых инженерных сетей, ведь тариф на содержание общего имущества, независимо от качества проведенного ремонта, не меняется.
В результате население получает услуги низкого качества на фоне постоянного роста совокупного платежа, в том числе высоких расходов на общедомовые нужды.
В последние годы Волгоград неоднократно сотрясали скандалы с управляющими компаниями по фактам вывода денег через мошеннические схемы: банкротство старых "пустых" УК, фальсификация протоколов общих собраний собственников квартир по заключению договоров управления с "новыми" УК – клонами старых. В результате общая задолженность управляющих компаний перед РСО растет ежемесячно в геометрической прогрессии. Где-то управляющие компании покрывают часть долгов, но полностью вопрос не решается и дефицит остается, что ставит под угрозу работу ресурсоснабжающих организаций. Сами РСО не могут напрямую взыскать задолженность с населения, так как "связаны" агентским договором с управляющей организацией.
Пример: жители квартир платят за потребление газа по отдельной квитанции напрямую в ресурсоснабжающую организацию (Горгаз). Если сравнить процент собираемости платежей по газу и по иным коммунальным услугам, разница будет очевидна. Собираемость платежей по газу в несколько раз превышает собираемость платежей управляющей организацией. Это было достигнуто не только установлением счетчиков на газ, но, в первую очередь, прямыми договорами с населением. Такая схема взаимоотношений РСО с населением приводит к более оперативному поступлению средств, оказанию более качественных услуг и исключению утаивания средств управляющими компаниями.
Система прямых договоров, как ни парадоксально, выгодна и управляющим компаниям. При заключении прямого договора РСО с собственником квартиры управляющая компания будет выполнять именно те функции, для которых ее нанимают: обслуживание внутридомовых инженерных сетей. УК перестанет нести ответственность за неплатежи граждан, за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, сократится одно бюрократическое звено. В то же время, честная управляющая компания всегда сможет выступить профессиональным звеном, которое будет отвечать за взаимоотношения между РСО и потребителем (например, при ненадлежащем качестве поставляемой воды или недостаточным уровнем отопления в зимний период).
Кроме того, указанная система прямых договоров существенно повлияет и на выставление так называемой "тринадцатой" квитанции (перерасчет за коммунальные услуги в случае, если показания по общедомовому прибору учета не совпадают с суммарным потреблением всех квартир). Это не только позволит контролировать фактически полученные ресурсы, но и предоставит собственникам квартир возможность проведения энергосберегающих мероприятий, что сократит технические потери ресурса и, соответственно, размер платы за него.
Жилищный кодекс РФ (ч. 7.1 ст. 155) предоставляет собственникам квартир право решить на общем собрании вопрос о внесении платы напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает возможность заключения прямых договоров на поставку ресурсов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией.
Как это может выглядеть на практике? В нашем городе уже долгое время успешно функционирует МБУ "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" - МФЦ. Такие центры есть в каждом районе города и пользуются популярностью у населения: получить справку о составе семьи, зарегистрироваться в квартире или выписаться из нее, оформить пособия на себя или на ребенка.
Собственник квартиры должен иметь право посетить МФЦ, написать там заявление на заключение прямого договора с РСО (например на электроэнергию или отопление) и спустя определенное время получить там же для заключения договор с РСО и начать получать квитанции на оплату непосредственно от ресурсоснабжающей организации.
МФЦ, в свою очередь, передает оферту (предложение на заключение договора) в ресурсоснабжающую организацию, получает от нее договор и после его подписания собственником квартиры возвращает один экземпляр договора в РСО, одновременно уведомляя управляющую компанию о заключении такого договора.
Сам механизм реализации проекта прямых договоров между потребителем и РСО не сложен. Однако те немногочисленные граждане, которые пытались заключить такие прямые договоры, сталкивались с противодействием не только со стороны управляющих организаций, но и со стороны РСО, которые мотивировали свой отказ отсутствием форм договоров, технической возможности ведения реестра потребителей. Пришло время на законодательном уровне закрепить право каждого на такой договор.