Практически два года назад, 23 декабря 2011 года, Дмитрий Рогозин стал зампредом правительства РФ, а в предстоящую субботу вице-премьер отпразднует 50-летний юбилей.
Накануне этих двух дат редакция силовых ведомств РИА Новости опубликовало материал о самых заметных инициативах Рогозина на посту куратора российской "оборонки".
Российская DARPA
Одной из самых известных инициатив Дмитрия Рогозина на посту вице-премьера РФ стало создание в России Фонда перспективных исследований (ФПИ). Задачей этой структуры стало информирование руководства страны по тем проектам, которые могут обеспечить превосходство РФ в оборонных технологиях.
Фонд также должен анализировать риски технологического отставания и технологической зависимости России от других держав.
ФПИ, создававшийся по аналогии с Агентством перспективных исследований министерства обороны США (DARPA), приступил к работе осенью текущего года и уже определился с перечнем пилотных проектов.
Финансирование ФПИ на этот год составляет 2,3 миллиарда рублей, при этом в перспективе, по мнению Рогозина, бюджет организации должен достичь уровня в 3 миллиарда.
По его словам, в ближайшие годы ФПИ будет принадлежать особая роль в деле создания и продвижения новых разработок. Основную опору фонда должны составлять молодые научные коллективы и "дерзкие" научные идеи, отмечал вице-премьер.
По планам руководства ФПИ, к 2016 году организация рассчитывает сформировать 60-70 проектов. Сейчас в Фонде трудятся около 30 сотрудников, в адрес некоммерческой организации уже поступило более 600 предложений.
Концерн "Калашников"
В ноябре 2012 Рогозин предложил объединить в концерн под брендом "Калашников" два ижевских предприятия, "Ижмаш" и "Ижмех" — оба производят стрелковое оружие. Свое имя в названии концерна оружейных заводов разрешил использовать создатель легендарного автомата Михаил Калашников. Эту инициативу по праву можно считать самым резонансным проектом вице-премьера и его визитной карточкой.
Официальная презентация концерна "Калашников" состоялась в сентябре текущего года. Примерно за месяц до этого события холдинг получил юридическую регистрацию. Концерн объединит Научно-производственное объединение "Ижмаш", Ижевский механический завод, Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот", Конструкторское бюро автоматических линий им. Л.Н. Кошкина (Климовск) и НИТИ "Прогресс" (Ижевск).
Эти предприятия производят 95% стрелкового оружия в России, боеприпасы, а также оборудование для выпуска и утилизации патронов. В планах концерна также создание завода по выпуску высокоточных вооружений.
По данным Рогозина, одним из первых международных проектов "Калашникова" может стать создание совместного российско-итальянского производства охотничьего и спортивного оружия. Если этот этап пройдет удачно, то можно ожидать и работу в сфере боевого вооружения, сообщал зампред правительства РФ.
По его словам, соответствующие переговоры ведутся, в частности, с итальянской компанией Beretta.
Военная приёмка
Около года назад Дмитрий Рогозин в интервью РИА Новости заявил, что потребовал от Минобороны РФ восстановить численность военной приемки до 25 тысяч человек.
По данным зампреда правительства, еще до увольнения Анатолия Сердюкова с поста министра обороны ему были озвучены соответствующие требования.
"Теперь, после известных перемен на Арбате, надеюсь, ситуация выправится, в Минобороны закончится чехарда в организации военной науки и наладится, наконец, система планирования заказа вооружений, а промышленность выйдет на стабильное производство с высоким качеством продукции", — отмечал вице-премьер.
По словам Рогозина, ВПК при правительстве РФ была вынуждена выступить в защиту российских предприятий, пытающихся решить одновременно две сложнейшие задачи: запуск производства современного оружия и обновление технологии производства.
"А Анатолий Эдуардович (Сердюков) "досокращался" до 7,5 тысяч военпредов на 1,35 тысячи предприятий — отсюда и резкое падение уровня контроля качества производства, в том числе в ракетно-космической отрасли", — заявлял он.
Примерно тогда же Рогозин поручил повесить ценники на все новое оборудование, поступающее на предприятия российского оборонно-промышленного комплекса.
"Чтобы каждый рабочий, каждый инженер-технолог знал, что государство вложило огромные деньги в эту дорогую технику", — объяснял вице-премьер.
Реформа космической отрасли
Одним из самых заметных и одновременно труднореализуемых решений, идейным вдохновителем и куратором которого по праву считается Дмитрий Рогозин, стала реформа российской космической отрасли.
Необходимость этой реформы в РФ назрела давно, а около года назад стала очевидной на фоне ряда неудачных запусков космических аппаратов, из-за чего, в частности, были утрачены несколько спутников и межпланетная станция "Фобос-Грунт".
Менее месяца назад президент РФ Владимир Путин заявил, что ряд российских оборонных программ, в частности в космической сфере, "плывут" по срокам, несмотря на стабильное финансирование.
Комментируя это заявление, Рогозин в конце ноября написал в своем микроблоге в Twitter: "Единственный выход: немедленный старт реформы Роскосмоса".
В целом реформа космической отрасли предполагает создание Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.
Формально корпорация уже существует: соответствующий указ Путин подписал еще в начале месяца.
По плану, ОРКК будет состоять из 8 интегрированных структур, в которые войдут 33 организации, в том числе 16 предприятий (7 ФГУПов и 9 открытых акционерных обществ).
Роскосмос сделал вывод, что наиболее оптимальным вариантом является создание 100-процентного акционерного общества. Роскосмос предлагается сохранить в качестве контролирующего федерального органа исполнительной власти, при этом само ведомство предложило увеличить свою штатную численность со 190 до 450 человек.
По планам Роскосмоса, процесс реструктуризации отрасли нужно завершить в течение года.
Остановка "ценовых войн"
Гособоронзаказ (ГОЗ) 2011 года едва не был сорван из-за разногласий в вопросах ценообразования между российской оборонной промышленностью и руководством Минобороны, которое тогда возглавлял Анатолий Сердюков.
После этого власти страны поставили задачу завершить размещение ГОЗ на 2012 год к 15 апреля, однако тогда в сроки уложиться также не удалось: контракты по атомным подлодкам заключались самыми последними — 9 ноября.
При этом окончательный компромисс в вопросе цены на подлодки типа "Борей" между Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) был достигнут лишь в конце мая 2012 года после вмешательства в процесс руководства страны.
По итогам этих событий на ВПК при правительстве РФ, которой руководит Рогозин, была возложена роль арбитра в "ценовых спорах" между военными и промышленностью.
Рогозин и ВПК со своей задачей справились достойно: сегодня понятие "ценовые войны" между Минобороны и ОПК практически не упоминается. Выступая в октябре на совете генеральных конструкторов в Российской академии наук, вице-премьер отметил, что теперь стало гораздо больше порядка, деловитости и взаимной заинтересованности между теми, кто создает оружие, и теми, кто его заказывает.
Аудит деятельности ОСК и Росграницы
В мае текущего года Рогозин заявил, что контракты, заключенные прежним руководством Минобороны, должны быть подвергнуты тщательному анализу, а при необходимости должен быть проведен аудит в ОСК.
По словам зампреда правительства, предыдущий совет директоров корпорации "несет полную ответственность за то, что кивали, подписывали нереализуемые бумаги, заключали контракты по заведомо заниженным ценам".
Ранее Объединенная судостроительная корпорация приобрела нового руководителя в лице первого заместителя гендиректора "Уралвагонзавода" Владимира Шмакова.
Прежде, около года, корпорацией руководил Андрей Дьячков, пришедший в ОСК из "дочки" — "Севмаша", а до лета 2012 года ОСК руководил Роман Троценко, который покинул корпорацию из-за конфликта с прежним руководством Минобороны. Дьячков был назначен президентом ОСК в июне 2012 года директивой Рогозина, который лично представил его как нового руководителя. Менее чем через год, 6 мая, Дьячков написал заявление об уходе — согласно источникам РИА Новости, глава ОСК решил уйти в отставку после разговора с Рогозиным же.
По данным источника РИА Новости, после разговора с вице-премьером уволился и глава Росграницы Дмитрий Безделов. Громкую отставку, состоявшуюся в конце октября этого года, прокомментировала пресс-секретарь главы правительства РФ Наталья Тимакова.
Она разъяснила, что Дмитрий Медведев принял решение об увольнении Безделова по результатам проверки деятельности руководства Росграницы правоохранительными органами.
Проверка работы Росграницы в целом и лично руководителя этого ведомства началась около года назад после "разгромной" коллегии агентства, на которой Рогозиным были озвучены данные о масштабных нарушениях в ведомстве.
Отказ от серийных закупок иностранного оружия
Логическим продолжением борьбы за прекращение "ценовых войн" между российскими военными и промышленностью стало решение об отказе от серийных закупок иностранных вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ).
Это решение Рогозин озвучил около 1,5 лет назад. По его словам, если о локализации производства зарубежных разработок на территории нашей страны говорить можно и нужно, то контрактов, аналогичных сделке с Францией по вертолетоносцам Mistral, больше не будет.
В качестве неудачного примера организации сборочного производства иностранной техники на территории РФ Рогозин приводил российско-итальянский проект, в рамках которого бронеавтомобили Iveco в виде сборочных комплектов поставлялись в нашу страну и после отверточной сборки переименовывались в "Рысь". "Нам не нужна отверточная сборка, когда прикрутили бампер и назвали "Рысью"", — отмечал зампред правительства РФ в декабре минувшего года. По его мнению, локализация производства в РФ должна иметь прогрессивный характер и стремиться к уровню выше 60%.
"Продавать самое новое, самое перспективное нам никто не собирается, это будет техника с загубленными тактико-техническими характеристиками", — считает Рогозин. Он считает, что России в первую очередь необходимо закупать за рубежом передовые технологии.
Удачным примером такого рода сотрудничества Рогозин называл расположенную в подмосковном Томилино российско-итальянскую компанию HeliVert, управляющую заводом по сборочному производству гражданского среднего двухдвигательного вертолета AW139 в России.
О подписании финальных соглашений об учреждении совместной компании HeliVert, созданной на паритетных началах, ОАО "Вертолеты России" (дочернее предприятие "Оборонпром", входящего в состав госкорпорации "Ростехнологии") и компания AgustaWestland (входит в корпорацию Finmeccanica) объявили в июне 2011 года.
Сигал — рекламщик русского оружия
О планах по возможному привлечению голливудских актеров к рекламе российского (пока только стрелкового) оружия стало известно в начале лета текущего года. Посещая Завод имени Дегтярева (Владимирская область), Рогозин заявил, что участвовать в такого рода рекламе, ориентированной на зарубежных покупателей, могут предложить известному американскому киноактеру Стивену Сигалу.
По мысли вице-премьера, Сигал мог бы помочь российским оружейникам продвигать бренды на внешнем рынке, на международных крупных выставках, показывать их продукцию в сравнении с лучшими образцами американского и в целом западного оружия.
Ранее, в марте текущего года, Рогозин попросил Сигала помочь с отменой российско-американского соглашения, которое ограничивает поставки современного стрелкового российского оружия в США.
По словам Рогозина, в американском стрелковом сообществе Сигал пользуется большим авторитетом, именно поэтому он решил использовать и этот "рычаг", а не только официальные переговоры на высоком уровне.
Американский киноактер, в свою очередь, предложил российскому вице-премьеру задуматься о еще одном направлении сотрудничества, пообещав поделиться опытом пропаганды службы в армии.
Помощь Приднестровью
В марте 2012 года Рогозин получает полномочия спецпредставителя президента РФ по Приднестровью и берет под контроль выполнение программы по оказанию адресной помощи россиянам, проживающим на территории непризнанной республики.
В ходе визита в Тирасполь 9 мая этого года российский вице-премьер заложил первый камень будущего Центра матери и ребенка. Тогда же он дал обещание, что россияне, проживающие на этой территории, получат еще ряд социальных объектов: пять детских садов, три школы, три здания медицинского назначения и корпус медицинского госуниверситета.
В ноябре текущего года в ходе телемоста вице-премьеру показали видео с каждой строительной площадки в Приднестровье, с тем, чтобы он смог убедиться, что работы на всех объектах идут в соответствии с графиком.
Также в июне текущего года Россия передала Приднестровской Молдавской Республике первую партию гуманитарной помощи, в которую вошли четыре реанимобиля скорой помощи; Приднестровье получило еще четыре таких автомобиля.
"Автоматизация" гособоронзаказа и "штрафбаты" в ОПК
Еще одним знаковым нововведением, внедрение которого курировал Рогозин, стало создание в России государственной автоматизированной системы "Гособоронзаказ" (ГАС "ГОЗ"). Система будет предназначена для контроля над размещением государственного оборонного заказа на предприятиях и контроля над подрядчиками.
ГАС "ГОЗ" будет представлять собой некую электронную биржу услуг, которые предоставляются оборонно-промышленным комплексом, снимая секретность со значительной части этой информации.
Ожидается, что открытая информация будет доступна для заинтересованных в получении оборонных заказов "частников". Система должна заработать в следующем году. По данным вице-премьера, уже получено согласие ряда государственных банков на предоставление в будущем необходимой информации о прохождении денег по контрактации гособоронзаказа — в том числе по подрядчикам второго, третьего и четвертого уровней.
По мнению Рогозина, это позволит выявлять ценовые сговоры между предприятиями и пресекать монополистов.
Кроме того, в мае текущего года Рогозин поручил Рособоронзаказу сформировать список предприятий ОПК, которые могут быть на три года "отлучены" от участия в конкурсах в рамках гособоронзаказа в случае неисполнения обязательств перед заказчиками.
В качестве одного из наиболее вероятных кандидатов на зачисление в "штрафбат" от ОПК называлась дочерняя компания "Оборонсервиса" — "Авиаремонт".
В конце мая стало известно, что Минобороны не приняло у "Авиаремонта" работы по гособоронзаказу 2011-2012 годов на сумму свыше 75 миллиардов рублей. По данным Федеральной службы по оборонному заказу, военное ведомство на 100% авансировало работы компании, однако та не выполняла своих обязательств.