Большинство россиян (69%) согласны с жесткими действиями властей при разгоне несанкционированного митинга. Это показал опрос ВЦИОМ. Исследование проводилось по следам прошедшего в Москве 27 июля митинга, в ходе которого было задержано больше тысячи человек, несколько привлечено к уголовной ответственности.
— Более 60 процентов — это немало, — считает член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков. Своим мнением он поделился в интервью "Свободной прессе".
— Такой неожиданный, казалось бы, поворот общественного мнения к "старому доброму ультранасилию" на самом деле вполне естественен. Во-первых, тут явно прослеживается своего рода спортивный интерес. Люди соскучились по "движухе", публичная политика стала слишком скучной и постановочной. А выборы тем более. На политических ток-шоу по телевизору — сплошная Украина вперемешку с Америкой. И одни и те же говоряще-кричащие головы. А спокойная, в рамках закона и приличий, акция "за честные выборы" — тоже скучно. Так что все заинтересованные стороны: либеральная оппозиция, московские власти, силовики и сторонние гражданские наблюдатели невольно сошлись во мнении, что нужен динамичный уличный "движ". И все друг другу подыгрывают в этом. Кто-то осознанно, кто-то нет, но процесс налицо.
Все это лишний раз свидетельствует о глубоком кризисе российской политической системы, лишенной динамики и драйва в рамках правового поля. Во-вторых, в данном случае большинство тех, кто одобряет силовой разгон протестных акций, таким образом выражает враждебность к этой конкретной либеральной оппозиции. И вполне заслуженно, справедливо. Если бы либералы хоть как-то пытались найти взаимопонимание с широкими слоями населения, общественное мнение было бы другим. Но уличный "либеральный сектор" и его нехаризматичные "вожди" как всегда ведут себя, словно злобные и при этом вполне себе не бедные клоуны, которые сами по себе вызывают не симпатии, а эмоциональный протест масс. Либеральные "элитные" клоуны непонятны и неприятны большинству народа. Поэтому в данном случае массы поддерживают полицейских и росгвардейцев, которые ближе к народу, чем либеральные протестные элиты. Большинство россиян совершенно не хотят присоединяться к акциям протеста, но не против посмотреть по телевизору на их красочный разгон. Тоже понятно: раз хлеб дорожает, то нужно больше бесплатных зрелищ.
— При этом об акции протеста, которая прошла 27 июля, знали 83% жителей столицы и 59% жителей других регионов. Это вроде немало. Люди все-таки активно интересуются такими, казалось бы, скучными событиями, как выборы в МГД?
— Не видя своих представителей среди подавляющего числа кандидатов — как незарегистрированных, так и зарегистрированных, народ равнодушно относился и к самим выборам, считая их постановочной игрой в интересах узкой "политической прослойки". Если бы не нынешний конфликт, про выборы в Мосгордуму никто бы и не вспомнил. Похоже, именно поэтому власти смоделировали такую ситуацию, дабы пробудить искренний интерес к избирательной кампании, причем не только в Москве, но и по всей стране. Рискованная, но эффективная, как оказалось, тактика. Как скажется это на результатах конкурирующих сил — закамуфлированных под "самовыдвиженцев" единороссов и кандидатов от оппозиционных партий, — мы узнаем после голосования. Но главная на данный момент задача успешно выполнена, общество обратило внимание на выборы.
В целом, очевидно, что власти и либералы обоюдно провоцируют друг друга, преследуя, конечно, свои различные цели. Власть демонстрирует твердость, что тоже вызывает поддержку в обществе. А либералы получают вместо скучных и безуспешных локальных избирательных кампаний яркую картинку "уличной борьбы", чтобы лишний раз потрясти своих спонсоров и занять делом личный состав "уличных бойцов". При этом, если сравнивать с аналогичной западноевропейской практикой, с теми же выступлениями "желтых жилетов" в Париже, то наши силовики действуют в разы мягче.
Еще раз подчеркну основной момент: поддержкой силовых действий властей народ в первую очередь выражает протест против либеральной оппозиции, чьи идеи, лозунги и устремления абсолютно чужды подавляющему числу российских избирателей. Поэтому либералам ничего другого не остается, как служить время от времени мальчиками для битья. Однако в случае, если полицейские дубинки будут обращены в сторону каких-то народнических политических сил, реакция общества будет принципиально иной. Так что не рекомендую властям рассматривать нынешние сезонные методы уличной работы как универсальные.