В Якутии заключили под стражу обвиняемого в изнасиловании и похищении жительницы Якутска. Об этом во вторник, 19 марта, сообщили в региональном следственном управлении СК. Также сообщается, что задержаны двое других фигурантов дела, подозреваемых в незаконном лишении свободы.
Отметим, что это преступление вызвало большой общественный резонанс после того, как в соцсетях появились сообщения о том, что преступниками являются выходцы из Средней Азии.
В тот же день жители Якутска вышли на стихийный митинг в центре города. В акции приняли участие около 200 человек. На следующий день в спорткомплексе "Триумф" состоялось собрание, на которое пришли тысячи человек. В нем приняли участие республики Айсен Николаев и мэр города Сардана Авксентьева.
Авксентьева заявила, что местные жители должны все вместе навести порядок. "Думаю, наше терпение лопнуло (…) Мы у себя на родине, у себя в городе, как хозяева нашей земли, и надо это донести" , — цитирует мэра SakhaLife.
В свою очередь, Айсен Николаев призвал не допускать самосуда, подчеркнув при этом, что виновных в изнасиловании будут судить по всей строгости. Также глава республики пообещал, что займется усилением миграционного контроля и заверил, что весной власти будут массово проверять приезжих и депортируют всех выявленных нарушителей.
— Якутия — особый регион, — отмечает в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Крупнейший по территории субъект федерации, Республика Саха в то же время по плотности населения занимает одно из самых последних мест. При этом жители Якутии имеют на руках массу легального и нелегального огнестрельного оружия. Очень сильны националистические настроения, как, впрочем, и в ряде других национальных республик Российской Федерации. В общем, ситуация там довольно специфическая.
Новости из этого региона редко попадают в федеральную повестку. И, как правило, эти новости носят экстремальный характер, как и в этом случае. Очевидно, что нынешний курс государственной миграционной политики, ориентированный на привлечение в страну дешевой низкоквалифицированной рабочей силы из бедных и депрессивных среднеазиатских регионов сам по себе предполагает довольно сильную криминализацию миграционных потоков. Понятно, что к нам едут люди определенного склада характера, малообразованные, зачастую настроенные агрессивно. В последние годы среди мигрантов увеличивается доля сторонников радикальных религиозных течений, фактически смыкающихся с терроризмом. Принимающая сторона местные работодатели и чиновники, также не отличаются моральной разборчивостью и социальной ответственностью. Они просто используют легальных и нелегальных гастарбайтеров в собственных интересах, активно коррумпируя всю сферу миграционных отношений. В итоге, мы получаем такую вот миграцию, которая похожа на минное поле, где каждый следующий шаг чреват взрывом.
Между прочим, партия "РОДИНА" предлагает практические решения по оздоровлению миграционной ситуации в стране. Так, под эгидой регионального отделения партии в Ленинградской области и при участии правительства Санкт-Петербурга, а также Министерства труда Республики Узбекистан в Самарканде уже несколько лет действует Центр предвыездной подготовки и отправки трудовых мигрантов в РФ. Смысл этого проекта в том, что соискатели на право легально работать в России проходят адаптационно-интеграционный "фильтр" еще у себя дома, проходят тщательную проверку, получают необходимые для нормальной жизни в России знания и навыки, учат язык, оформляют документы. И в дальнейшем, после окончания комплексной подготовки, едут не просто искать работу, а на конкретный объект к конкретному работодателю, который несет за них юридическую и финансовую ответственность. Если бы такая схема активно бы внедрялась по всей стране, миграционную ситуацию можно было бы серьезно улучшить.
— Почему не внедряют?
— Подобная система идет вразрез с коррупционными интересами "работорговцев" и с криминальными интересами потенциальных и реальных преступников из числа самих мигрантов. Что же касается непосредственно якутского случая, то он демонстрирует, прежде всего, высокий уровень миграционной опасности в регионе. Подобное преступление произошло не только из-за порочности конкретных фигурантов уголовного дела. Это преступление стало возможным и потому, что криминальные мигранты чувствуют себя как дома, чувствуют свою организационную силу и безнаказанность со стороны общества и государства. В противном случае они бы не действовали настолько открыто и нагло. Подобная ситуация сегодня сложилась и во многих европейских странах, где миграционная политика также зашла в очевидный тупик. Но в Якутке преступники, конечно, не рассчитывали на столь яростную реакцию со стороны общества. Это правильная реакция, заставившая и высших региональных чиновников зашевелиться, открыть глаза на происходящее. Разумеется, последовавшие в ответ на народный гнев заявления чиновников — запоздалые. Тем не менее, у якутских властей еще есть шанс изменить положение дел, проведя комплексные проверки в местах проживания и работы мигрантов, а также взяв под жесткий контроль их работодателей. В целом же ситуация в миграционной сфере качественно может измениться лишь при смене федерального государственного курса миграционной политики. Надо привлекать в страну не всех подряд, а людей, желающих именно работать, а не воровать, насиловать, убивать или распространять экстремистские взгляды. И приоритет должен отдаваться русскоязычным соотечественникам.