Россия вышла на второе место по числу подтвержденных случаев COVID-19, обойдя Великобританию и Испанию. Количество заболевших в нашей стране превысило 232 тысячи, каждый день цифры возрастают. Как напоминает "Свободная пресса", на сегодня мы уступаем лишь США, где выявлено более 1,4 миллионов случаев инфицирования.
На этом фоне Президент России Владимир Путин объявляет о выходе из режима нерабочих дней, предоставляя регионам самим решать, стоит ли им продлевать самоизоляцию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже похвалил решение российского коллеги. По его мнению, в Москве осознали, что жесткие карантинные ограничения могут обернуться плохими последствиями.
— На фоне пандемии COVID-19 власти России и Белоруссии развернули целое соревнование, кто из них лучше справляется с ситуацией, — поделился мнение в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Я даже пошучу, что это такой товарищеский матч между командами Союзного государства. Особенно усердствует Лукашенко, для которого соперничество с Москвой уже стало традицией и рабочим стимулом. Хочу отметить, что белорусский президент назвал Россию "дружественной, родной" страной, что, конечно, очень хорошо.
Но к реальности вся эта сравнительная ковидология не имеет никакого отношения. В каждой стране эпидемия проходит по-своему. Полагаю, в дальнейшем ученые точно установят все факторы, влияющие на темпы и масштабы такого рода пандемии в каждой конкретной ситуации. Официальный Минск просто из экономических соображений не может позволить себе таких защитно-ограничительных мер, на которые решилась Москва.
При этом в России основная ответственность за принятие решений по введению и снятию ограничений лежит на региональных властях, которые действуют по-разному. Например, с 12 мая на федеральном уровне закончился период так называемых оплачиваемых нерабочих дней, а в Москве только ввели масочно-перчаточный режим и общие карантинные меры продолжаются до лета.
Лукашенко заявил, что "Россия открыла строительный комплекс, промышленные предприятия, другие основные сектора экономики. Это 90 с лишним процентов населения, которые выйдут на работу". Это не совсем так. В строительной сфере, например, львиная доля работников — иностранцы, мигранты. Многие из них и при жестких ограничениях работали в сфере ЖКХ, на производстве и доставке еды и т. д. И официальная статистика хранит оглушительное молчание по поводу заболеваемости коронавирусом среди этих людей.
Теперь решено открыть и стройплощадки, чтобы занять остальных и обеспечить восстановление активности этой привилегированной отрасли. Системообразующие промышленные предприятия могут работать, но они и раньше имели такое право. И здесь также решающее слово за региональными властями. Продолжается фактический карантин для пожилых людей старше 65 лет. А говорить о том, что 90 процентов работающих россиян вышли на работу — явное преувеличение.
— У нас все же разные темпы заболеваемости. Можно ли сравнивать наши стратегии?
— Что касается темпов заболеваемости, то здесь важное значение имеют и количество проведенных тестов, и чистота данных статистики по зараженным и умершим. Мы не знаем, сколько официальных жертв коронавируса умерло именно от него, а сколько были инфицированы, но скончались от других заболеваний. Сегодня на всех без разбора ставят штамп COVID-19. И это большая помеха для выработки эффективных мер борьбы с пандемией в дальнейшем.
Ряд специалистов прогнозируют вторую волну коронавируса осенью. Исключать такой сценарий нельзя. И никто пока не может просчитать, в каком положении тогда окажутся страны, обошедшиеся без жесткого карантина или поспешившие с его ослаблением, и страны, пошедшие по пути максимальных ограничений. История нашествия коронавируса очень далека от завершения.
Кроме того, выбор антивирусной стратегии и ее дальнейшая эффективность во многом зависят от социально-базовых экономических и политических приоритетов той или иной страны, от доктрины национального развития, образа будущего. А с этим у российских властей большие проблемы. Формально они исходят из безусловной ценности человеческой жизни. Но фактически действуют преимущественно ситуативно. И не только в плане борьбы с коронавирусом, а вообще. Образа будущего и национальной стратегии развития сегодня у Российской Федерации просто нет.