Правильно ли поступили те страны, которые ввели жесткий карантин. И особенно те, что его до сих пор не снимают, как Россия? С таким вопросом "Свободная пресса" обратилась к члену Бюро Президиума партии "РОДИНА", директору Института свободы Федору Бирюкову.
— Коронавирус получил неожиданно широкий всемирный PR, — почему так произошло, отдельная тема, — для начала отметил Федор Бирюков и продолжил:
— Но можно однозначно сказать, что на фоне пандемии COVID-19 власти всех государств испытали на практике новые, ранее не применявшиеся в таких масштабах меры контроля населения. И в этом плане опыт оказался, безусловно, удачным. У современных правительств появился новый инструментарий управления массами, который обязательно будет задействован в дальнейшем. Но есть и свои минусы: в частности, экономический ущерб. И для стран северно-социалистического типа, как Норвегия или Швеция, такой ущерб кажется избыточным. В этих странах политический класс ставит под сомнение принятые стратегии борьбы с пандемией.
— А если сравнивать с Россией? У нас ущерб еще значительнее…
—В Швеции население составляет 10 с небольшим миллионов человек, в Норвегии — 5 с лишним миллионов. Сравнивать эти цифры, например, с Россией, где живет 147 с половиной миллионов, просто некорректно. Да и масштабы въезда другие. И, как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Поэтому я бы не стал делать выводы о ситуации на примере сравнений наших стран, категории слишком разные.
Но мы ясно понимаем, что нахлынувшая на всех нас пандемия коронавируса — явление совершенно новое, к которому не были готовы ни власти, ни медицина, ни общество. Большой вопрос заключается в методике медийного освещения проблемы. На мой взгляд, ее опасность была сильно преувеличена, что отразилось и на социальных решениях политиков. Как я уже говорил, тема коронавируса стала козырем в игре многих политических сил в разных странах, то есть фактическое положение дел было определенным образом искажено в угоду конъюнктуре. И здесь экономический аспект уступил место факторам управления, вопросам безопасности, всем этим ограничительным мерам. А "принцип домино" в мировой экономики обеспечил негативное влияние международных карантинных мер на все страны, даже не взирая на уровень местных эпидемиологических ограничений.
Также теперь мы видим, что при определенном стечении обстоятельств государственные власти готовы действовать совершенно не либерально, ограничивать права граждан, приносить в жертву экономические интересы наций. Фактическая же необходимость таких шагов пока под вопросом. Генезис коронавируса нового типа пока слишком мало изучен, чтобы можно было делать компетентные медицинские выводы. Но социально-политические выводы из ситуации очевидны: современные либеральные государства испытали не свойственные для них механизмы воздействия на население, которые пришлись правящим бюрократам весьма по душе. И эта проблема будет усиливаться.