Уже со следующего года школьников лишат возможности испытать удачу и выбрать один из четырех вариантов ответа в блоке "А" ЕГЭ.
- Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам, - сообщил министр образования Ливанов "Известиям".
Также школьникам вернут устный экзамен по всем гуманитарным предметам.
Однако возврата назад целиком не будет, так как обещан перевод сдачи экзамена с письменной формы на электронный формат.
Все изменения будут подготовлены не позднее августа 2014 года, чтобы с 1 сентября были известны новые правила сдачи ЕГЭ-2015.
Своим мнением о возможных нововведениях поделился с газетой "Завтра" член Президиума партии "РОДИНА", сопредседатель Социально-патриотического Клуба "СТАЛИНГРАД" Фёдор Бирюков:
Наша история с ЕГЭ напоминает латиноамериканский сериал, где есть место страстям, коррупционным скандалам, интригам, трагедиям, а также различным техническим ухищрениям, которые должны помочь выявлять знания учеников. Новые реформы ЕГЭ, которые предполагают коренное изменение сути экзамена в одной части и внедрение новых технических средств, чиновники объясняют стремлением максимально повысить прозрачность экзамена, дать возможность ученикам проявить свои знания.
Но проблема в другом. Для того чтобы проявить эти знания, они должны быть. Вся система российского школьного образования уже двадцать лет не предполагает получение учениками знаний. Она предполагает пребывание в школе, получение оценок, сдачу ЕГЭ в том виде, в котором он существовал, то есть тестовое натаскивание. Но самих знаний, как таковых, не получается.
Самые лучшие учебники, по оценкам многих специалистов, были выпущены ещё в советское время. Это касается не только гуманитарных, но и естественных дисциплин. Приток молодых преподавателей, владеющих новыми навыками, технологиями в школах крайне низок. Это объясняется не только непрестижностью педагогической профессией в социальном плане, но и экономической невыгодностью. При том, что в западном мире школьный преподаватель является одним из основных элементов среднего класса. В нашей стране школьные учителя и в целом образовательная интеллигенция средним классом не является и считается чуть ли не бедным слоем населения, с доходами ниже среднего.
Соответственно, отсутствует механизм генерирования и передачи знаний ученикам. Школьники, видя такое положение дел, тоже не стремятся овладевать знаниями. После школы надо поступить в престижный институт, а потом устроиться в офис – всё это никак не связано со знаниями.
Поэтому как бы не ухищрялись чиновники Минобразования в своём стремлении усовершенствовать ЕГЭ, в первую очередь, надо менять саму школу. Писать новые учебники, готовить учителей, которые будут, действительно, преподавать, а не декларировать заученные тексты. Надо менять отношение родителей и школьников к процессу учёбы, трансформируя его в процесс накопления интеллектуального капитала. В противном случае любой экзамен будет бессмысленным.
С моей же точки зрения самым универсальным и лучшим способом определить знания - является классическая форма экзаменов с билетами и вопросами. Здесь, конечно, есть момент лотереи, но всё же не тестовая, а вопросная система позволяет максимально вскрыть уровень знаний ученика и дать ему возможность эти знания продемонстрировать. Но ещё раз повторяю – и на своём опыте, и на опыте многих моих знакомых – можно сказать, что экзамен зачастую не является гарантией знаний. Главное – сам процесс. Главное – это школа, это качество преподавания и качество педагогического коллектива.
Сегодня российская школа качеством похвастаться не может. Поэтому я бы не стал ни сокрушаться, ни радоваться реформе ЕГЭ. Это декоративный ремонт, внутри здание российского образования продолжает ветшать, рушиться: текут трубы, проваливаются полы и вместо света знаний мы получаем тьму незнания.